Close

24.09.2021

О реализации программы подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре КБНЦ РАН по специальности «археология» и о многом другом по просьбе «КБП» рассказывает заместитель председателя Кабардино-Балкарского научного центра РАН, профессор кафедры теории и истории государства и права КБГУ, председатель Совета молодых учёных и специалистов КБР, доктор исторических наук Алексей Абазов.

– Кабардино-Балкарский научный центр был основан в 1993 г. В 2016 г. на основании распоряжения Правительства РФ ряд самостоятельных научно-исследовательских организаций был реорганизован путём присоединения к КБНЦ РАН. Речь идёт о таких организациях, как Кабардино-Балкарский институт гуманитарных исследований, Институт информатики и проблем регионального управления, Институт прикладной математики и автоматизации, Институт сельского хозяйства.  До присоединения в структуре каждого НИИ функционировала своя аспирантура. А после – все отделы аспирантуры были объединены в Научно-образовательный центр при КБНЦ РАН. После создания НОЦ КБНЦ РАН образовательная деятельность по программам аспирантуры продолжилась по семи направлениям подготовки. Соответственно, в структуре НОЦ КБНЦ РАН было образовано семь профильных кафедр по каждому из направлений подготовки и два отдела, сопровождающие образовательный процесс. Сразу же после реорганизации КБНЦ РАН получил лицензию на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре. И в течение двух последующих лет Научный центр прошел государственную аккредитацию по каждому из реализуемых направлений подготовки. Напомню, что аккредитация подтверждает соответствие образовательной деятельности федеральным государственным образовательным стандартам и даёт право на выдачу дипломов государственного образца об окончании аспирантуры. Такой диплом признается на всей территории Российской Федерации, имеет международный статус. С ним выпускники нашей аспирантуры получают право преподавать в высших учебных заведениях, работать в научно-исследовательских институтах и других профильных организациях, деятельность которых предполагает сотрудничество со специалистами высшей квалификации. Также с этим дипломом можно выходить на защиту кандидатской диссертации. В настоящее время мы планируем получить лицензию ещё на две программы аспирантуры и четыре программы магистратуры. Реализация образовательных программ магистратуры для нас станет настоящим новаторством, поскольку она действует в основном в вузах, а для академической среды не так традиционна. Помимо этого, у нас есть лицензия на право реализации программ дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка). Её мы получили недавно и уже провели несколько курсов повышения квалификации. В ближайшем будущем планируем принять участие в реализации мероприятий федеральных целевых программ, предусматривающих повышение квалификации разных категорий работников.

По каким конкретно семи направлениям идёт научная деятельность?

В КБНЦ РАН образовательная деятельность ведется по таким направлениям подготовки, как: «Математика и механика», «Информатика и вычислительная техника», «Управление в технических системах», «Сельское хозяйство», «Экономика», «Языкознание и литературоведение», «Исторические науки и археология». В рамках каждого направления реализуются образовательные программы по соответствующим научным специальностям. Всего их у нас 14. Каждой научной специальности соответствует отдельная образовательная программа. Такая программа включает в себя комплекс дисциплин и модулей, которые осваивает аспирант во время обучения. Каждая программа состоит из базовой и вариативной частей. Первая включает в себя дисциплины, направленные на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов, и мероприятия государственной итоговой аттестации. За время обучения аспирантам предлагается сдать три кандидатских экзамена («История и философия науки», «Иностранный язык», кандидатский экзамен по специальности, по которой аспирант выходит на соискание учёной степени), что помимо прочего является одним из основных требований для защиты кандидатской диссертации. Вариативная часть образовательной программы направлена на формирование у аспиранта профессиональных компетенций. Она включает в себя специальные учебные дисциплины, модули по практикам и научно-исследовательской деятельность. Наши аспиранты за время обучения проходят два вида практик. Первый – педагогическая. Её, как правило, аспиранты проходят в вузах, где работают со студенчеством и получают первичные навыки преподавания в высшей школе. Второй – научно-исследовательская или научно-производственная практика, которая направлена на получение профессиональных навыков по специальности и предполагает работу аспиранта с эмпирической базой по теме диссертации.

Большинство научных руководителей наших аспирантов – это доктора наук, ведущие научные сотрудники Кабардино-Балкарского научного центра. Кроме того, мы взаимодействуем и с ведущими учёными других учебных заведений и научных организаций, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга.

В настоящее время мы находимся на пороге очередных преобразований в системе подготовки кадров высшей квалификации. Уже вступили в силу поправки к федеральному закону «Об образовании в РФ». Сейчас мы ожидаем принятия Министерством науки и высшего образования РФ соответствующих подзаконных нормативных актов и готовы к изменению подходов обучения в аспирантуре.

Сколько аспирантов обучается по этим направлениям?

73 аспиранта. Мы ведём обучение как в очной, так и в заочной формах. В последнее время в связи с эпидемиологической ситуацией мы применяем в образовательной деятельности и дистанционные формы обучения. У нас функционирует электронная образовательная среда, что существенно облегчает взаимодействие с аспирантами из соседних регионов и столицы страны.

Расскажите на конкретных примерах о реализации образовательных программ аспирантуры в КБНЦ РАН?

Все образовательные программы аспирантуры интересны и привлекательны для обучающихся. Сегодня позвольте рассказать о подготовке аспирантов-археологов в КБНЦ РАН. Считаю, что эта специальность одновременно и новаторская, и в тоже время основана на богатой научной традиции. Наша республика некогда славилась сильной археологической школой. Однако в переходный для нашей страны исторический период археология, как и наука в целом, переживала нелегкие времена. Возникли сложности с финансированием и материальным обеспечением экспедиций, воспроизводством кадров и т.п. При этом материалов для археологической деятельности в нашей республике хватит ещё на несколько поколений археологов. Кавказ является почти центром евразийского континента и во все времена занимал выгодное положение на одном из оживленных перекрёстков мировых коммуникаций. Здесь имеется достаточно большой пласт археологических материалов, которые ещё предстоит изучать и изучать. Кроме разрушительного действия времени важно помнить ещё и о промышленном факторе – строительные работы должны предваряться археологической деятельностью для сохранения памятников истории и культуры, которые могут находиться в зоне работ.

Как именно идёт работа по обучению будущих археологов в аспирантуре КБНЦ РАН?

Всё вышеперечисленное натолкнуло руководство КБНЦ РАН на мысль не возродить, а фактически открыть заново подготовку кадров в аспирантуре по направлению «Археология» и самостоятельно готовить кадры, способные в будущем проводить исследования на базе нашего научного центра. Для этого мы разработали образовательную программу непосредственно по этой научной специальности. Столкнулись при этом с вопросами кадрового обеспечения. По базовым дисциплинам – «История и философия науки», «Иностранный язык», «Методика и методология научных исследований» – пригласили профессоров из нашего научного центра и вузов республики. По специальным – задействовали как ученых, работающих в нашей организации, так и приглашенных из ведущих археологических центров страны. Так, мы сотрудничаем с Государственным историческим музеем, который ежегодно проводит раскопки в республике. У нас работают и специалисты из Санкт-Петербурга, которые являются научными руководителями наших аспирантов. Аспиранты, в свою очередь, проходят практику на базе их экспедиций. На данный момент в НОЦ КБНЦ РАН обучаются аспиранты по археологии на третьем курсе. Всего у нас 6 аспирантов по данной специальности. Большинство из них уже получили определенный опыт в этой сфере, мы ожидаем, что они вовремя предоставят квалификационные работы и выйдут на защиту кандидатских диссертаций. Для того, чтобы поддержать их в этом направлении руководство КБНЦ РАН трудоустроило некоторых из них в лабораторию цифровой археологии в недавно созданном научно-инновационном центре «Естественно-научные методы в археологии, антропологии и археографии». В свою очередь, мы всегда рекомендуем аспирантам использовать при исследовании помимо классических и современные естественно-научные методы, что дает возможность не только возрождать классическую археологию, но и идти в ногу со временем, внедрять в научную деятельность инновационные методы сбора и обработки информации. Надеемся, что это принесёт положительный эффект, и наши выпускники в будущем сами станут заниматься, помимо научно-исследовательской, ещё и педагогической деятельностью.

Кстати, в рамках такого направления деятельности НОЦ КБНЦ РАН, как «Академический класс», мы сотрудничаем со школами республики, проводя мероприятия по предпрофессиональной подготовке и формированию научного сознания среди учащихся. Например, на базе 4-й гимназии г. Нальчика мы открыли «Академический класс» по цифровой археологии. Привлекаем к этой деятельности как научных сотрудников, так и аспирантов. Они рассказывают детям о своей профессии, стараются пробудить в них интерес к изучению прошлого. Недавно даже организовали для них экскурсию на месте проведения археологических раскопок, что произвело на детей огромное впечатление. Понятно, что не все выпускники «Академического класса» в будущем станут археологами. Но мы считаем, что если хотя бы один из них впоследствии скажет, что пришёл в археологию благодаря нам, мы будем считать, что выполнили свою роль в этом деле.